новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ИюляА.П. Белоглазов
-
1 ИюляА.Т. Зарицкая
-
1 ИюляЮ.В. Мищенко
-
3 ИюляИ.В. Бобрик
-
3 ИюляС.Я. Таслицкий
-
4 ИюляЛ.В. Левина
-
5 ИюляР.И. Хусаинова
-
5 ИюляИ.А. Шестакова
-
6 ИюляЛ.В. Ваганова
-
6 ИюляМ.И. Гуревич
-
6 ИюляД.Б. Касперов
-
9 ИюляГ.И.Михайлова
-
10 ИюляВ.Н.Мурахин
-
12 ИюляЕ.Ю.Cеменова
-
12 ИюляА.Ф.Стрекалев
-
12 ИюляМ.А.Теленков
-
13 ИюляВ.А.Гинц
-
13 ИюляЗ.Д.Горина
-
13 ИюляД.С.Марченко
-
14 ИюляИ.С.Ахметова
-
14 ИюляВ.С.Грабовский
-
14 ИюляЕ.В.Черепанов
-
15 ИюляА.А.Василишина
-
15 ИюляМ.Г.Гареев
-
15 ИюляИ.И.Кугаевский
-
17 ИюляН.В.Попов
-
17 ИюляА.С.Синицын
-
19 ИюляБ.И.Коваленко
-
19 ИюляТ.И.Рыжикова
-
19 ИюляЛ.Я.Симановский
-
20 ИюляВ.Л.Одинцев
-
21 ИюляС.С.Бушманов
-
21 ИюляЕ.П.Коровин
-
23 ИюляВ.Н.Баранов
-
23 ИюляК.Ю.Смоленцев
-
24 ИюляВ.К.Горишный
-
24 ИюляА.В.Кочнев
-
24 ИюляЛ.Н.Лутошкин
-
25 ИюляВ.А.Буланов
-
25 ИюляН.С.Косминская
-
25 ИюляВ.Д.Малюгин
-
25 ИюляА.В.Чурилов
-
26 ИюляА.П.Аверьянов
-
26 ИюляА.А.Дремов
-
26 ИюляВ.В.Харьков
-
26 ИюляИ.М. Лобанова
-
27 ИюляВ.И.Прожирко
-
27 ИюляВ.А.Чурилов
-
28 ИюляБ.П.Волков
-
28 ИюляГ.С.Гаркавенко
-
28 ИюляЕ.П.Глебова
-
28 ИюляС.А.Летовальцев
-
30 ИюляЛ.И.Барышникова
-
30 ИюляГ.Е.Раков
-
31 ИюляС.В.Макарьин
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Крепкий сибирский орешек
60 лет назад 18 июля 1964 года на трассе нефтепровода Шаим – Тюмень был сварен первый стык. Именно эта магистраль протяженностью 440 километров положила начало созданию разветвленной системы нефтепроводов Западно-Сибирского региона.
![]() |
Как известно, первую промышленную нефть в Югре добыли в 1964 году, тогда же был создан укрупненный нефтепромысел «Шаимнефть». Ее доставляли на нефтеперерабатывающие заводы страны наливными баржами и танкерами. Однако этот вид транспорта был сезонным, что замедляло темпы освоения недр. Стало ясно: альтернативы трубопроводному способу доставки черного золота просто нет.
Именно поэтому весной 1964 года в Западной Сибири началось строительство первого магистрального нефтепровода, который получил название Шаим – Тюмень. Почетное право сварить первый километр труб предоставили бригаде, руководимой Кузьминым из союзного сварочно-монтажного цеха треста, приехавшего с трубопровода «Дружба».
Вот как об этой стройке позже вспоминал в областной газете начальник управления № 13 Московского сварочно-монтажного треста Геннадий Рубанко:
«Крепким был наш первый сибирский орешек, и раскусить его оказалось не так-то легко. Первыми врезались в тайгу наши друзья-землеройщики, которые прорубали просеки, строили лежневки и мосты, копали мощными экскаваторами траншеи. Почти одновременно началась вывозка труб на трассу и сварка их в плети. Участок до 108-го километра рождался с большими трудностями. Небывалый весенний разлив почти на два месяца задержал все работы на трассе. Фактически сварку здесь можно было начать только в июле».
![]() |
Неслучайно магистраль прозвали «Трассой мужества»: слишком непростым был ее характер. За период строительства трассовики преодолели сотни километров тайги и болот, сделали 47 переходов через реки и топи, переработали более 1,5 миллионов кубометров грунта, вывезли на трассу 42,6 тысячи тонн труб, сварили 52 тысячи стыков.
Впервые в строительстве трубопровода принимали участие авиаторы – опытные экипажи вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ми-6. И впервые в истории отечественного трубопроводостроения по воздуху на трассу были доставлены 36-метровые плети, 102 километра труб нефтепровода было уложено благодаря авиаторам.
И вот наступил долгожданный день. 27 ноября 1965-го сварщикам Юрию Беляеву и Валерию Каленову доверили заварить последний, «красный» стык первого сибирского нефтепровода. И уже 21 декабря 1965 года западносибирская нефть достигла нефтеналивной станции в Тюмени. Там ее ждали железнодорожные цистерны.
На митинге, посвященном запуску трубопровода, первый секретарь обкома партии Борис Щербина сказал:
«Шаимская нефть, пройдя более чем 400-километровую трассу, достигла своего финиша – Транссибирской железнодорожной магистрали. Отныне началась круглогодичная эксплуатация первых нефтяных месторождений области. Черному золоту Тюмени выписана путевка в большую жизнь».
Служба информации